ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 
ШКОЛА №636
С углублённым изучением иностранных  языков.
Центрального района Санкт-Петербурга
Главная страница Сведения об образов. организации Документы Образование Образовательные стандарты Руководство Педагогический состав Материально-техническое обеспечение Платные образовательные услуги Функциональная грамотность Для родителей и учащихся ГИА Библиотека Воспитательная работа Служба сопровождения Инновационная деятельность Безопасность Организация питания О школе Контакты Правила приема детей в школу Противодействие коррупции Доступная среда Дистанционное обучение Карта сайта

                      ПРОЕКТ  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ».

1. Краткая аннотация ОЭР:

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе воспитательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению и мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Данная тема соответствует  пп.2.2. и 2.3. направления Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на период до 2020 года «Петербургская школа 2020» - «Доступность качества»: переход от идеи «государственный контроль качества образования» к идее «общественно-государственное измерение качества образования», предусмотренных Информационно-методическоим письмом Комитета по образованию «Об организации инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга  в 2011-2012 учебном году от 27.10.11 N01-16-4564/11-0-0

2. Цель ОЭР:

Разработка комплексной модели духовно-нравственного воспитания учащихся, основанной на учете специфики и использовании потенциала школы с углублённым изучением иностранных языков.


3. Задачи ОЭР:

1. Проанализировать особенности образовательной системы школы, с учетом ее специфики и образовательного потенциала

2. Выявить специфику функционирования воспитательной системы школы с учетом требований ФГОС второго поколения;

3. Определить методические основы духовно-нравственного воспитания учащихся, соотнести направления и задачи воспитания с видами и формами воспитательных мероприятий;

4. С учетом анализа состояния воспитательной системы школы, особенностями социального заказа и требованиями ФГОС второго поколения разработать модель духовно-нравственного воспитания

5. Разработать систему воспитательной работы школы в соответствии с задачами духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;

6. Разработать концепцию оценки и диагностический инструментарий результатов духовно-нравственного воспитания в логике предложенной модели

7. Апробировать модель духовно-нравственного воспитания учащихся в практике деятельности школы.

8. Разработать и реализовать программу диссеминации результатов опытно-экспериментальной работы


Теоретическое обоснование ОЭР ГБОУ СОШ № 636

Проект ОЭР (Power Point) Акценты и приоритеты духовно-нравственного воспитания (Power Point) Программы воспитания и социализации (Power Point) Этап практический (Power Point)

4. Программа ОЭР


Этап работы

Задачи этапа

Основное содержание работы

Планируемый результат

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

Сроки выполнения

Подготовительный

1. Формулировка цели и задач ОЭР

2. Ознакомление пед. коллектива с проектом ОЭР

3. Создание проекта модели духовно-нравственного воспитания учащихся с учётом конкретных особенностей школы.

4. Корректировка цели и задач проекта с учебно-воспитательным планом школы.

5. Решение вопросов ресурсного обеспечения проекта: кадрового, финансового, материально-технического, информационного.


Разработка задач и содержания экспериментальной работы, анализ работы школы № 636 по реализации духовно-нравственного воспитания учащихся за предыдущие годы. Создание условий для ориентации воспитательной системы школы № 636 на духовно-нравственное воспитание учащихся. Проведение системной диагностики уровней нравственной направленности личности учащихся и учителей. Формирование высокого уровня мотивации и профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности через систему обучающих семинаров.

Ознакомление участников образовательного процесса с задачами ОЭР, распределение функциональных обязанностей, установление сроков представления полученных результатов данного этапа, проект модели духовно-нравственного воспитания учащихся. Методические рекомендации по воспитанию у учащихся духовно-нравственной культуры, методические материалы подготовки уроков и внеурочных, внеклассных мероприятий, новая редакция образовательной программы школы № 636,

Аналитическая справка.

Протоколы педсоветов, информационно-методических совещаний.

Проект модели духовно-нравственного воспитания учащихся.


сентябрь 2012 - август

2013

Практический

1. Апробация проекта модели духовно-нравственного воспитания учащихся.

2.Проведение педагогического мониторинга

3.Координация действий участников опытно-экспериментальной работы, направлений воспитательной работы

4. Пополнение новыми методическими разработками банка данных воспитательных мероприятий

5.Привлечение учащихся к поисково- исследовательской, проектной, оформительской работе.


Формирование духовно ориентированной педагогической среды.

Организация всего образовательного процесса на основе разработанной модели.

Использование социокультурной инфраструктуры города и района в реализации модели ДНВ.

Мониторинг инновационной деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта, создание психолого-педагогических условий для реализации программы экспериментальной работы, определение наиболее эффективных видов и форм воспитательных мероприятий. Олимпиады, конкурсы, акции, интеллектуальные игры, проектные работы гражданско – патриотической и нравственной направленности.

Внедрение новых технологий и методических приемов организации воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности, сборник методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, видеоматериалы о различных формах воспитательной деятельности в школе

№ 636.

Разработанные технологии воспитания духовно – нравственной культуры.

Методические рекомендации по реализации технологий воспитания.

Создание медиатеки программно – методических материалов.


Статистические данные педагогической диагностики, подтверждающие положительную динамику результатов воспитательной деятельности по итогам внедрения разработанной модели в практику работы школы.

Аналитические материалы, подтверждающие положительный социальный эффект нововведения в школе № 636.

Сентябрь 2013-

Август  2014

Обобщающе - аналитический

1. Подведение итогов по экспериментальной работе; диагностика изменений у учащихся в соответствии с критериями и показателями формирования духовно – нравственной культуры

2.Проведение самоанализа и рефлексии экспериментальной деятельности.

Обобщение итоговых материалов, представленных участниками ОЭ

Итоговая диагностика, самоэкспертиза, самоанализ конечных результатов, проведение среди школьников, учителей, родителей опросов, тестирования, включающего когнитивные и рейтинговые задания.

Обмен опытом, изучение лучшего, обобщение и распространение. Оформление результатов работы.

Сбор имеющихся материалов по воспитательной работе (сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий, творческие работы учащихся и др.), Круглые столы для участников эксперимента, мастер – классы.

Выполнение всех задач, поставленных в начале опытно-экспериментальной работы, прогнозирование дальнейшей воспитательной работы в школе.

Аналитическая справка.

Протоколы педсоветов, информационно-методических совещаний, заседаний МО

Материалы диагностики.


Печатные работы педагогов по теме ОЭР, сборник методических разработок уроков, внеклассных мероприятий

Сентябрь 2014 -

Август

2015

5. Конечный продукт ОЭР:

 Комплексная модель духовно-нравственного воспитания учащихся в открытой образовательной среде школы с углублённым изучением иностранных языков,

 Школьного портфолио по формированию духовно – нравственной культуры личности учащихся

 Сборник методических материалов, обеспечивающих реализацию данной модели (технологии реализации, сценарии мероприятий, методические рекомендации)

Система диагностики результатов духовно-нравственного воспитания учащихся

Публикации участников эксперимента, отражающие его содержание и итоги


6. Ресурсное обеспечение:

Кадровый состав, готовый к ведению ОЭР будет обеспечиваться педагогическими работниками школы, среди которых руководящие работники, которые имеют высшую категорию – 5 человек, педагогические работники, имеющие высшую категорию – 48 человек, первую категорию – 26 человек, вторую категорию – 16 человек, а также психолог, социальный педагог и педагоги дополнительного образования детей.

Научный руководитель опытно-экспериментальной работы – кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена Кравцов Алексей Олегович;

Материально – техническая база школы позволяет проводить опытно – экспериментальную работу по заявленной теме. База школы включает следующий состав имущества: учебные кабинеты, спортивный зал,актовый зал, библиотека, компьютерный класс, средства информатизации (компьютеры), ксероксы, принтеры, МФУ, видео и аудиотехника, , мультимедиапроекторы с экраном, интерактивная доска, видеокамера, фотоаппарат.

7. Критерии и показатели эффективности ОЭР:

Система мониторинговых исследований за развитием воспитательной работы в школе и ходом реализации эксперимента предполагается по нескольким группам критериев. Критерий: ценности, преобладающие в ученических коллективах. Показатели: осознание общечеловеческих ценностей, развитие межличностных взаимодействий школьников в общении, расширение фоновых знаний; толерантность; социально значимая деятельность и гражданская активность.

Мониторинг хода эксперимента предполагает соотнесение поставленных задач на реализуемом этапе экспериментальной работы с ходом их выполнения, достигнутыми результатами и их соответствия задачам. Методы изучения функционирования воспитательной системы должны отвечать принципам валидности, надежности и точности.

При определении эффективности разработанной модели духовно-нравственного воспитания учащихся будем исходить из следующих показателей:

 сбалансированности развития ценностных ориентаций на культурные, духовно – нравственные и моральные ценности;

 определения учащимися личностной шкалы ценностей в общей структуре их жизненных ориентиров;

 преобразование базовых ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, природа, человечество и др.) в личностные ценностные смыслы учащихся,

 сформированности нравственной и эстетической направленности личности учащегося.

В качестве критериев оценки будут использованы уровни развития эмоционально-ценностной деятельности учащихся, определение наличия уровней ориентаций на ценности с использованием метода ранжирования.

Для изучения сформированности уровней духовно-нравственного потенциала будут использоваться разработанные методики, в т.ч. методики Торренса, методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора».

Критерии оценки результатов ОЭР в технологическом аспекте будут заключаться в создании и освоении новых технологий, методических приемов, позволяющих существенно повысить воспитательный потенциал образовательного учреждения, эффективности усвоения и принятия ценностных установок учащимися.

8. SWOT-анализ возможности проведения ОЭР.


Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны


1. Положительная динамика развития социо - культурной среды школы. Устойчиво высокие показатели учебно-воспитательного процесса.

2. Стабильный контингент учащихся и педагогического коллектива.

3. Наличие многолетнего опыта работы по созданию комфортной психологической среды образовательного процесса.

4. Наличие многолетнего опыта работы по осуществлению международных проектов со школами Германии и Австрии.

5. Наличие многолетнего опыта работы у школьного академического хора «Легенда» по участию в музыкальных проектах, фестивалях духовной музыки, смотрах школьных музыкальных коллективов как в России, так и за рубежом.

6. Стабильность педагогического коллектива поддерживающего инновационную работу, высокий профессиональный уровень педагогов.

7.

8. Наличие продуманной и поддерживаемой всеми субъектами образовательного процесса программы развития ОУ.

9. Активное участие и поддержка администрации ОУ экспериментальной работы.

Удовлетворительный уровень материально-технической обеспеченности школы.

1) Зрелый возраст педагогического коллектива, недостаточный приток молодых высококвалифицированных кадров.

2) Недостаточная согласованность действий субъектов образовательного процесса из-за несбалансированности прежних и новых учебно-воспитательных стратегий.

3) Сложности адаптации к меняющимся условиям труда педагога в условиях непрерывного реформирования.

4) Недостаточная информационная открытость ряда педагогов, неготовность к умению оценивать и представлять опыт своей профессиональной деятельности в новых условиях.

Напряженность финансового и материально-технического обеспечения инновационного развития

Внешняя среда

Возможности

Угрозы


1) Благоприятное географическое положение школы

2) Возможность использования социально-культурного потенциала города

3) Складывание партнерских отношений и поддержка родителей инновационных начинаний школы.

4) Налаживание сетевого взаимодействия со школами МО «Дворцовый округ», связей образовательного сотрудничества.с СПб АППО, РГПУ им. А.И. Герцена, музей-квартира А.С. Пушкина, детская библиотека имени А.С. Пушкина, ДДЮТ «Фонтанка – 32», «Преображенский», Дом технического творчества, гребная база «Волна».

5) Возможность трансляции собственного опыта и освоения опыта инновационной работы школ района через систему мероприятий, организуемых ИМЦ Центрального района (семинары, публикации).

1) Бюрократизация и формализация системы управления образованием, нарастание технологизирующих тен-денций в ущерб содержанию и воспитательному потенциалу образования.

2) Перегруженность администрации и педагогов формальной отчетностью, мешающей успешному осуществлению учебно-воспитательного процесса, подлинной инноватике.

3) Сохраняющиеся тенденции деградации духовной и культурной среды современного социума.

4) Лавинообразное нарастание информационных потоков, хаотизация культурного поля современного человека, усиление поколенческого разрыва.

Социально обусловленная «выключенность» родителей из процесса воспитания и обучения подрастающего поколения

Районный семинар 24 апреля 2014 года

В рамках школьной опытно-экспериментальной работы 24 апреля 2014 года прошел районный семинар

«Реализация комплексной модели духовно-нравственного воспитания учащихся в открытой общеобразовательной среде школы с углубленным изучением иностранных языков».

На семинаре присутствовали  Алексей Олегович Кравцов, к.п.н., доцент кафедры управления РГПУ им. Герцена, консультант по развитию образовательных систем; Елена Анатольевна Орлова, заместитель директора ИМЦ Центрального района; руководители ОЭР и учителя школ Центрального района.

В ходе семинара был представлен опыт школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в урочной и внеурочной деятельности. Так на бинарном  уроке «Бюро путешествий» (география + немецкий язык) в 8 «Б» классе ребята с гордостью за свою страну совершили виртуальное путешествие по красивейшим местам Центральной и Северо-западной России.

На уроке физики в 9 «Б» классе, изучая вопрос применения ядерной энергии, учащиеся затронули нравственную составляющую использования энергии реактивного распада, особо остро обсуждался вопрос применения ядерного оружия.

В ходе урока английского языка «Проблема поколений» в 9 «А» классе ребята читали и обсуждали письма своих англоязычных сверстников в молодёжные журналы о проблемах в общении с родителями, искали возможные пути разрешения конфликтов в семье, выстраивания отношений на основе взаимоуважения, доверия и любви.

В ходе театрализованного представления «Масленица» учащиеся 8 «А» класса продемонстрировали возможность и необходимость воспитания нравственных качеств личности через изучение народных традиций.

Лейтмотивом внеклассного мероприятия в 6 классе «Здравствуй, человек!» звучал вопрос о нравственных качествах личности, влияющих на поступки и качество жизни и самого человека, и его окружения.

В рамках практической части семинара в начальной школе прошло путешествие по станциям «Азбука нравственности». На каждой станции осуществлялся мини-проект, в ходе которого ребята приходили  к ещё более полному осознанию таких важных понятий, как трудолюбие, дружба, любовь, честность, товарищество, доброта.

Международная конференция  6 ноября  2014года

Программа международной конференции Сборник статей по итогам международной конференции