ПРОЕКТ ОПЫТНО-
Тема: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ДУХОВНО-
1. Краткая аннотация ОЭР:
Вопрос духовно-
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Планирование духовно-
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению и мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Данная тема соответствует пп.2.2. и 2.3. направления Стратегии развития системы
образования Санкт-
2. Цель ОЭР:
Разработка комплексной модели духовно-
3. Задачи ОЭР:
1. Проанализировать особенности образовательной системы школы, с учетом ее специфики и образовательного потенциала
2. Выявить специфику функционирования воспитательной системы школы с учетом требований ФГОС второго поколения;
3. Определить методические основы духовно-
4. С учетом анализа состояния воспитательной системы школы, особенностями социального
заказа и требованиями ФГОС второго поколения разработать модель духовно-
5. Разработать систему воспитательной работы школы в соответствии с задачами духовно-
6. Разработать концепцию оценки и диагностический инструментарий результатов духовно-
7. Апробировать модель духовно-
8. Разработать и реализовать программу диссеминации результатов опытно-
Теоретическое обоснование ОЭР ГБОУ СОШ № 636
4. Программа ОЭР
Этап работы |
Задачи этапа |
Основное содержание работы |
Планируемый результат |
Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу |
Сроки выполнения |
Подготовительный |
1. Формулировка цели и задач ОЭР 2. Ознакомление пед. коллектива с проектом ОЭР 3. Создание проекта модели духовно- 4. Корректировка цели и задач проекта с учебно- 5. Решение вопросов ресурсного обеспечения проекта: кадрового, финансового, материально- |
Разработка задач и содержания экспериментальной работы, анализ работы школы № 636
по реализации духовно- |
Ознакомление участников образовательного процесса с задачами ОЭР, распределение функциональных
обязанностей, установление сроков представления полученных результатов данного этапа,
проект модели духовно- |
Аналитическая справка. Протоколы педсоветов, информационно- Проект модели духовно- |
сентябрь 2012 - 2013 |
Практический |
1. Апробация проекта модели духовно- 2.Проведение педагогического мониторинга 3.Координация действий участников опытно- 4. Пополнение новыми методическими разработками банка данных воспитательных мероприятий 5.Привлечение учащихся к поисково- |
Формирование духовно ориентированной педагогической среды. Организация всего образовательного процесса на основе разработанной модели. Использование социокультурной инфраструктуры города и района в реализации модели ДНВ. Мониторинг инновационной деятельности. Ресурсное обеспечение проекта, создание психолого- |
Внедрение новых технологий и методических приемов организации воспитательной деятельности
духовно- № 636. Разработанные технологии воспитания духовно – нравственной культуры. Методические рекомендации по реализации технологий воспитания. Создание медиатеки программно – методических материалов. |
Статистические данные педагогической диагностики, подтверждающие положительную динамику результатов воспитательной деятельности по итогам внедрения разработанной модели в практику работы школы. Аналитические материалы, подтверждающие положительный социальный эффект нововведения в школе № 636. |
Сентябрь 2013- Август 2014 |
Обобщающе - |
1. Подведение итогов по экспериментальной работе; диагностика изменений у учащихся в соответствии с критериями и показателями формирования духовно – нравственной культуры 2.Проведение самоанализа и рефлексии экспериментальной деятельности. Обобщение итоговых материалов, представленных участниками ОЭ |
Итоговая диагностика, самоэкспертиза, самоанализ конечных результатов, проведение среди школьников, учителей, родителей опросов, тестирования, включающего когнитивные и рейтинговые задания. Обмен опытом, изучение лучшего, обобщение и распространение. Оформление результатов работы. Сбор имеющихся материалов по воспитательной работе (сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий, творческие работы учащихся и др.), Круглые столы для участников эксперимента, мастер – классы. |
Выполнение всех задач, поставленных в начале опытно- |
Аналитическая справка. Протоколы педсоветов, информационно- Материалы диагностики. Печатные работы педагогов по теме ОЭР, сборник методических разработок уроков, внеклассных мероприятий |
Сентябрь 2014 - Август 2015 |
5. Конечный продукт ОЭР:
Комплексная модель духовно-
Школьного портфолио по формированию духовно – нравственной культуры личности учащихся
Сборник методических материалов, обеспечивающих реализацию данной модели (технологии реализации, сценарии мероприятий, методические рекомендации)
Система диагностики результатов духовно-
Публикации участников эксперимента, отражающие его содержание и итоги
6. Ресурсное обеспечение:
Кадровый состав, готовый к ведению ОЭР будет обеспечиваться педагогическими работниками школы, среди которых руководящие работники, которые имеют высшую категорию – 5 человек, педагогические работники, имеющие высшую категорию – 48 человек, первую категорию – 26 человек, вторую категорию – 16 человек, а также психолог, социальный педагог и педагоги дополнительного образования детей.
Научный руководитель опытно-
Материально – техническая база школы позволяет проводить опытно – экспериментальную работу по заявленной теме. База школы включает следующий состав имущества: учебные кабинеты, спортивный зал,актовый зал, библиотека, компьютерный класс, средства информатизации (компьютеры), ксероксы, принтеры, МФУ, видео и аудиотехника, , мультимедиапроекторы с экраном, интерактивная доска, видеокамера, фотоаппарат.
7. Критерии и показатели эффективности ОЭР:
Система мониторинговых исследований за развитием воспитательной работы в школе и ходом реализации эксперимента предполагается по нескольким группам критериев. Критерий: ценности, преобладающие в ученических коллективах. Показатели: осознание общечеловеческих ценностей, развитие межличностных взаимодействий школьников в общении, расширение фоновых знаний; толерантность; социально значимая деятельность и гражданская активность.
Мониторинг хода эксперимента предполагает соотнесение поставленных задач на реализуемом этапе экспериментальной работы с ходом их выполнения, достигнутыми результатами и их соответствия задачам. Методы изучения функционирования воспитательной системы должны отвечать принципам валидности, надежности и точности.
При определении эффективности разработанной модели духовно-
сбалансированности развития ценностных ориентаций на культурные, духовно – нравственные и моральные ценности;
определения учащимися личностной шкалы ценностей в общей структуре их жизненных ориентиров;
преобразование базовых ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, природа, человечество и др.) в личностные ценностные смыслы учащихся,
сформированности нравственной и эстетической направленности личности учащегося.
В качестве критериев оценки будут использованы уровни развития эмоционально-
Для изучения сформированности уровней духовно-
Критерии оценки результатов ОЭР в технологическом аспекте будут заключаться в создании и освоении новых технологий, методических приемов, позволяющих существенно повысить воспитательный потенциал образовательного учреждения, эффективности усвоения и принятия ценностных установок учащимися.
8. SWOT-
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
1. Положительная динамика развития социо - 2. Стабильный контингент учащихся и педагогического коллектива. 3. Наличие многолетнего опыта работы по созданию комфортной психологической среды образовательного процесса. 4. Наличие многолетнего опыта работы по осуществлению международных проектов со школами Германии и Австрии. 5. Наличие многолетнего опыта работы у школьного академического хора «Легенда» по участию в музыкальных проектах, фестивалях духовной музыки, смотрах школьных музыкальных коллективов как в России, так и за рубежом. 6. Стабильность педагогического коллектива поддерживающего инновационную работу, высокий профессиональный уровень педагогов. 7. 8. Наличие продуманной и поддерживаемой всеми субъектами образовательного процесса программы развития ОУ. 9. Активное участие и поддержка администрации ОУ экспериментальной работы. Удовлетворительный уровень материально- |
1) Зрелый возраст педагогического коллектива, недостаточный приток молодых высококвалифицированных кадров. 2) Недостаточная согласованность действий субъектов образовательного процесса из- 3) Сложности адаптации к меняющимся условиям труда педагога в условиях непрерывного реформирования. 4) Недостаточная информационная открытость ряда педагогов, неготовность к умению оценивать и представлять опыт своей профессиональной деятельности в новых условиях. Напряженность финансового и материально- |
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
|
1) Благоприятное географическое положение школы 2) Возможность использования социально- 3) Складывание партнерских отношений и поддержка родителей инновационных начинаний школы. 4) Налаживание сетевого взаимодействия со школами МО «Дворцовый округ», связей образовательного
сотрудничества.с СПб АППО, РГПУ им. А.И. Герцена, музей- 5) Возможность трансляции собственного опыта и освоения опыта инновационной работы школ района через систему мероприятий, организуемых ИМЦ Центрального района (семинары, публикации). |
1) Бюрократизация и формализация системы управления образованием, нарастание технологизирующих
тен- 2) Перегруженность администрации и педагогов формальной отчетностью, мешающей успешному
осуществлению учебно- 3) Сохраняющиеся тенденции деградации духовной и культурной среды современного социума. 4) Лавинообразное нарастание информационных потоков, хаотизация культурного поля современного человека, усиление поколенческого разрыва. Социально обусловленная «выключенность» родителей из процесса воспитания и обучения подрастающего поколения |
Районный семинар 24 апреля 2014 года
В рамках школьной опытно-
«Реализация комплексной модели духовно-
На семинаре присутствовали Алексей Олегович Кравцов, к.п.н., доцент кафедры управления РГПУ им. Герцена, консультант по развитию образовательных систем; Елена Анатольевна Орлова, заместитель директора ИМЦ Центрального района; руководители ОЭР и учителя школ Центрального района.
В ходе семинара был представлен опыт школы по духовно-
На уроке физики в 9 «Б» классе, изучая вопрос применения ядерной энергии, учащиеся затронули нравственную составляющую использования энергии реактивного распада, особо остро обсуждался вопрос применения ядерного оружия.
В ходе урока английского языка «Проблема поколений» в 9 «А» классе ребята читали и обсуждали письма своих англоязычных сверстников в молодёжные журналы о проблемах в общении с родителями, искали возможные пути разрешения конфликтов в семье, выстраивания отношений на основе взаимоуважения, доверия и любви.
В ходе театрализованного представления «Масленица» учащиеся 8 «А» класса продемонстрировали возможность и необходимость воспитания нравственных качеств личности через изучение народных традиций.
Лейтмотивом внеклассного мероприятия в 6 классе «Здравствуй, человек!» звучал вопрос о нравственных качествах личности, влияющих на поступки и качество жизни и самого человека, и его окружения.
В рамках практической части семинара в начальной школе прошло путешествие по станциям
«Азбука нравственности». На каждой станции осуществлялся мини-
Международная конференция 6 ноября 2014года